Управлением Федеральной антимонопольной службы по городу Москве в установленном порядке исполнены поручения, данные руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве Екатериной Соловьевой 26 марта 2025 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Базынкова Александра Витальевича по вопросу завышенной стоимости питьевой воды в магазинах, расположенных в аэропортах, доложено о том, что в соответствии с пунктом 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) от 23 июля 2015 года № 649/15, территориальный орган ФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. В московский авиационный узел входят несколько аэропортов – международный аэропорт «Внуково», международный аэропорт «Домодедово» имени М.В.Ломоносова, международный аэропорт «Шереметьево» имени А.С.Пушкина и международный аэропорт «Жуковский». Вместе с тем на территории города Москвы функционирует только один аэропорт – международный аэропорт «Внуково» имени А.Н.Туполева (далее – аэропорт Внуково), остальные аэропорты находятся на территории Московской области. Московским УФАС России по результатам проведенного исследования на рынке оказания услуг розничной торговли продуктами питания на территории стерильных зон внутренних и международных воздушных линий аэропорта Внуково выявлены признаки установления завышенной стоимости реализации питьевой бутилированной воды, что может ущемлять интересы неопределенного круга потребителей. В настоящее время Московским УФАС России в связи с выявлением признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке предоставления услуг розничной торговли продуктами питания на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий и международных воздушных линий аэропорта Внуково путем установления завышенной стоимости реализации питьевой бутилированной воды принято решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства. В случае если в действиях хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию данного товара, будет установлен факт нарушения Закона о защите конкуренции, Московским УФАС России будут приняты меры антимонопольного реагирования. Согласно пункту 3 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, дело возбуждено ранее. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции и пунктом 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 339, Московское УФАС России приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. По итогам проверочных мероприятий Московское УФАС России дало рекомендации по организации обеспечения посетителей и авиапассажиров аэропорта доступной питьевой водой эксплуатанту аэропорта – акционерному обществу «Международный аэропорт «Внуково», которое заключило договор на установку фонтанов с питьевой водой на территории аэропорта, в том числе в «стерильных» зонах международных и внутренних вылетов. В настоящее время питьевые фонтаны уже установлены во всех зонах аэропорта Внуково. Таким образом, питьевая вода для посетителей и авиапассажиров аэропорта Внуково находится в свободном бесплатном доступе;
по обращению Беляевой Екатерины Романовны по вопросу правомерности распространения недостоверной рекламы в сети Интернет, доложено о том, что руководствуясь положениями Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее – Правила), Московское УФАС России сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. По результатам рассмотрения заявления Московским УФАС России установлен факт распространения рекламы. Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. В настоящем случае Московским УФАС России усматриваются признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы. В настоящий момент Московским УФАС России в соответствии с пунктом 24 Правил возбуждается дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя спорной рекламы. В случае установления нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе материалы будут переданы должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о привлечении рекламодателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
по обращению Комаровой Арины Ильиничны по вопросу законности действий сетевой организации и управляющей компании многоквартирного жилого дома при подключении к электричеству машино-места, доложено о том, что порядок технологического присоединения определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила технологического присоединения). В соответствии с пунктом 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения. При этом подпунктом «ж» пункта 10 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце 1 пункта 8(4) указанных Правил, к заявке прилагается копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации). Таким образом, исключение, указанное в подпункте «ж» пункта 10 Правил технологического присоединения, в виде возможности непредоставления согласия организации, осуществляющей управление многоквартирного дома, либо согласия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, распространяется на случаи, когда для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом предусмотрено индивидуальное вводно- распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации. Также необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определяется состав общего имущества в многоквартирном доме. Так, к общему имуществу многоквартирного дома относится также электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С учетом вышеизложенного, требование сетевой организацией согласия управляющей организации или общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение машино-места отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть соответствует положениям Правил технологического присоединения. При этом в случае если управляющая организация при наличии у нее полномочий по выдаче согласия отказывает в согласовании, указанный спор будет носить гражданско-правовой характер. В целях понуждения гражданин может обратиться в суд или инициировать общее собрание собственников многоквартирного дома;
по обращению Крайнова Николая Рамазовича по вопросу разъяснения порядка подачи обращения в антимонопольный орган согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922, доложено о том, что руководствуясь положениями Закона о рекламе и Правилами Московское УФАС России сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Согласно пункту 14 Правил заявление о нарушении законодательства подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык. Заявление о нарушении законодательства может быть направлено с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения антимонопольным органом. Заявление (обращение) в антимонопольный орган должно содержать: фамилию, имя, отчество и место жительства заявителя — физического лица; наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы, с приложением имеющихся доказательств объеме (в надлежащем виде оформленные фотоматериалы/ видеоматериалы/ аудиоматериалы; скриншоты рекламы в полном; с указанием на них даты и времени) требования заявителя. В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которых могут быть получены такие доказательства. Подать обращение в Московское УФАС России можно через сервис «Личный кабинет» по адресу: https://lk.fas.gov.ru/, на электронную почту Управления to77@fas.gov.ru, а также в бумажном виде путем почтового отправления или нарочно по адресу Управления: 107078, город Москва, Мясницкий проезд, дом 4, строение 1;
по обращению Лукьянченко Кирилла Николаевича по вопросу неоплаты заказчиком по государственному контракту, заключенному в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) доложено о том, что в случае нарушения государственными заказчиками сроков оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг), принятых ими при исполнении государственных контрактов, заинтересованное лицо вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением. Сотрудниками Московского УФАС России будут изучены доводы обращения, при необходимости у государственного заказчика будут истребованы документы об исполнении контракта. В случае установления Московским УФАС России факта нарушения срока оплаты, в отношении должностного лица заказчика будет возбуждено дело об административном правонарушении и в случае установления вины указанное лицо будет привлечено к административной ответственности по части 8 статьи 7.30.2 КоАП РФ. Совершение вышеуказанного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей;
по обращению Малютиной Дарьи Евгеньевны по вопросу законности изменения цены контракта на этапе его заключения в рамках Федерального закона № 44-ФЗ доложено о том, что согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении закупки или приглашением, документацией о закупке, а также заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Внесение каких‑либо изменений в условия контракта на этапе его заключения не допускается. При этом цена за единицу услуги указывается в размере, пропорциональном снижению цены контракта, предложенном участником закупки в рамках его ценового предложения, а не произвольно установленном по желанию заказчика. Таким образом, в данном случае проект контракта направлен Заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе. Действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.30.2 КоАП РФ.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.