Московско-Окским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в установленном порядке исполнены поручения, данные руководителем Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Вахтангом Астаховым 25 апреля 2025 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Гаджиева Абубакара Жамалдиновича по вопросу о принимаемых мерах в период паводков доложено, что мероприятия по контролю в период паводкоопасного периода разработаны на основании методических рекомендаций по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России (далее – МЧС России) от 9 сентября 2023 года № 2–4–48–3–9 и методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду, утвержденных МЧС России от 4 декабря 2014 года № 2–4–87–40–14. Контроль за уровнями воды в реках и водохранилищах осуществляется через систему мониторинга, включающую как автоматические, так и ручные способы измерения, а также иные методы и мероприятия;
по обращению Гусейновой Эльзы Гусейновны по вопросу о предпринимаемых мерах по предотвращению незаконного строительства в пределах водоохранах зон доложено, что государственный строительный, экологический и земельный надзор осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции. Соблюдение обязательных требований обеспечивается также посредством прокурорского надзора. Управление является территориальным органом межрегионального уровня Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Управление не наделено контрольно-надзорными полномочиями;
по обращению Дмитриенко Тамары Алексеевны по вопросу правового режима и статуса водоохраной зоны Клязьминского водохранилища в части индивидуального жилищного строительства доложено, что Управление не наделено полномочиями по согласованию индивидуального жилищного строительства на территории земельных участков, расположенных в водоохранной зоне водных объектов. В то же время заинтересованному лицу необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган Росрыболовства по вопросу необходимости осуществления согласовательных процедур в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»;
по обращению Захарова Ивана Васильевича по вопросу о порядке установления зон затопления и подтопления на территории Московской области доложено, что в соответствии с положениями статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. Порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления» (далее – Постановление № 360). В соответствии с Постановлением № 360 зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений об установлении границ соответствующих зон и сведений о границах этих зон, подготовленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления;
по обращению Пуршина Сергея Сергеевича по вопросу о порядке оформления прав пользования прудами в целях разведения прудовой аквакультуры доложено, что правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства) являются предметом регулирования Федерального закона от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 148). В соответствии со статьей 7 ФЗ № 148 отношения, связанные с оборотом прудов (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках), используемых в целях осуществления прудовой аквакультуры, определяются в соответствии с водным, гражданским и земельным законодательством. В соответствии со статьей 4 ФЗ № 148 в обводненных карьерах и прудах (за исключением прудов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью более 200 гектаров, если иное не предусмотрено федеральными законами), а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, рыбоводные участки не выделяются. Объектом права в сфере водных отношений в рамках функционирования разрешительного режима, установленного статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), выступает водный объект или его часть. В соответствии со статьей 11 Кодекса к объектам права в области аквакультуры относятся непосредственно пруды, в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках. В соответствии со статьей 5 Кодекса пруды признаются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. В соответствии со статьей 3 Кодекса регулирование водных отношений осуществляется исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему, при этом закреплен приоритет охраны водных объектов над их использованием;
по обращению Сташионите Анжелики Генриковны по вопросу очистки водных объектов от результатов промышленной и сельскохозяйственной деятельности на территории Московской области доложено, что Управление не наделено контрольно-надзорными полномочиями. Государственный строительный, экологический и земельный надзор осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции. Соблюдение обязательных требований обеспечивается также посредством прокурорского надзора. Распоряжение реками и иными водотоками, а также их охрана на территории Московской области в соответствии со статьей 26 Кодекса осуществляется уполномоченными органами государственной власти Московской области в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений;
по обращению Череваткиной Полины Алексеевны по вопросу о порядке реализации прав использования водных объектов в рекреационных целях доложено, что правила использования водных объектов для рекреационных целей утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Общие обязательные требования к содержанию правил законодательно регламентированы. Использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, организациями отдыха детей и их оздоровления, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.