Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области в установленном порядке исполнены поручения, данные руководителем Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области Дмитрием Федоткиным 14 сентября 2022 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Васильева Григория Николаевича с просьбой о проведении проверки по факту нарушения природоохранного законодательства на территории, расположенной напротив дома 5 по улице Поляны в городе Москве, доложено, что в ходе предварительной проверки, проведенной по обращению заявителя, установлен факт размещения отходов на указанной территории. В настоящее время выполнены работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора;
по обращению Каримовой Валерии Руслановны по вопросу получения лицензии для выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов первого-четвертого классов опасности доложено, что на основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 года № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования» (далее – Постановление № 1279) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) входит в состав участников эксперимента, осуществляющих полномочия в сфере разрешительной деятельности. В рамках эксперимента подача заявления о предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов первого-четвертого классов опасности осуществляется заявителем посредством использования единого портала государственных услуг (далее – ЕПГУ). Подача заявления о предоставлении лицензии осуществляется на ЕПГУ путем заполнения интерактивной формы с приложением необходимых документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям. В рамках эксперимента срок предоставления лицензии установлен подпунктом «в» пункта 3 Постановления № 1279 и составляет 15 рабочих дней. При этом указанный срок согласно подпункту «д» пункта 3(1) Постановления № 1279 может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней в случае, если заявлено 5 и более адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) более 100 видов отходов I-IV классов опасности. Рассмотрение заявления о предоставлении лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 13, 14, 19.1 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Сроки предоставления государственной услуги при поступлении заявления в бумажном виде или посредством направления с официального сайта Росприроднадзора рассчитываются в соответствии с пунктом 23 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 года № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов первого-четвертого классов опасности;
по обращению Колодея Евгения Вячеславовича с просьбой дать разъяснения по вопросу о привлечении к ответственности за нарушение режима охраны особо охраняемых природных территорий доложено, что за нарушение режима особо охраняемой природной территории законодательством Российской Федерации предусматривается административная и уголовная ответственность. Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляются посредством: а) федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации; б) регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положениями, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований. Предметом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях местного значения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В случаях, если Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов местного самоуправления наделяются полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, перечни таких должностных лиц устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами, за исключением случаев, когда в соответствии с указанным Кодексом такие перечни устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы) и других особо охраняемых государством природных территорий предусмотрена статьей 262 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которая применяется в случае причинения значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам, который может выражаться в уничтожении отдельных комплексов и памятников природы, ухудшении их состояния, добыче населяющих эти территории животных и предусматривает штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. Согласно статье 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, обладают полномочиями возбуждать уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление;
по обращению Нармания Важи Дауриевича по вопросу получения лицензии на пользования недрами доложено, что государственный геологический контроль (надзор) в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395–1 «О недрах» (далее – закон «О недрах») осуществляется посредством федерального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого федеральными органами исполнительной власти уполномоченными Правительством Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственный геологический контроль (надзор) в отношении участков недр федерального значения осуществляется Управлением в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическим контроле (надзоре)». В силу статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Согласно абзацу 6 пункта 6 части 1 статьи 10.1 Закона «О недрах», основаниями возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи. В свою очередь, в соответствии со статьей 19 Закона «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения, и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников);
по обращению Образцовой Виктории Евгеньевны по вопросу предоставления информации о расположенных в городе Москве промышленных объектах, влияющих на экологию городской среды, доложено, что в соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами. С 1 декабря 2016 года введен в эксплуатацию электронный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – реестр HBOC). Сведения об объектах, включенных в реестр HBOC, расположены в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.