Центральным межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленном порядке исполнены поручения, данные руководителем Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексеем Соколовым 12 октября 2022 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Быкова Александра Павловича по вопросу реализации в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору федерального проекта «Государство для людей» доложено, что целью инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Государство для людей», реализуемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года № 2816-р, является повышение качества жизни человека и уровня доверия граждан к государству через изменение подходов к работе с людьми для простого и быстрого решения их проблем в конкретных жизненных ситуациях. При этом присутствие государства в этом процессе должно стать максимально незаметным. В рамках реализации данной инициативы в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) утверждена Концепция внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Концепция). Клиентоцентричный подход в деятельности Ростехнадзора — подход, основанный на постоянном изучении и удовлетворении законных и справедливых потребностей клиентов, на стремлении к улучшению взаимодействия с клиентами и достижению конечного результата в виде их удовлетворенности. Согласно приказу руководителя Ростехнадзора от 15 сентября 2022 года № 312 положения Концепции должны применяться при подготовке нормативных правовых и иных правовых актов Ростехнадзора, а также при разработке предложений по вопросам совершенствования деятельности Ростехнадзора;
по обращению Жук Ольги Вячеславовны по вопросу проведения в организациях процедуры установления категории по потенциальной радиационной опасности закрытых радионуклидных источников доложено, что для закрытых радионуклидных источников (далее – ЗРнИ) изготовителем должна устанавливаться и указываться в паспорте (сертификате) на ЗРнИ категория по радиационной опасности согласно методике категорирования ЗРнИ, приведенной в приложении № 2 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067–16), утвержденным приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 года № 503. Если категория ЗРнИ по радиационной опасности не была установлена изготовителем, то ее должна устанавливать организация-владелец ЗРнИ в паспорте (сертификате) либо в отдельном документе. Если активность источника меньше минимальных значений, то он не подлежит учету и контролю в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и не категорируется по радиационной опасности;
по обращению Лукьяновой Валерии Андреевны по вопросу ответственности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), уклоняющихся от проведения проверки в области использования атомной энергии доложено, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверок в области использования атомной энергии (далее – ОИАЭ) юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц. Индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований ОИАЭ. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) в ОИАЭ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
по обращению Люцанова Артема Сергеевича по вопросу порядка подачи заявления для получения лицензии на деятельность в области использования атомной энергии доложено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» и приказом Ростехнадзора от 8 октября 2014 года № 453 утвержден Административный регламент предоставления Ростехнадзором государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, которым определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов Ростехнадзора, порядок взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора, их должностными лицами, взаимодействия Ростехнадзора и его территориальных органов с соискателями лицензии/лицензиатами, иными органами государственной власти и организациями при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии;
по обращению Румянцева Анатолия Ивановича по вопросу разработки нормативного документа, регламентирующего проведение проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности в атомной энергетике у руководителей и специалистов атомной отрасли доложено, что Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401, не предусмотрены полномочия Ростехнадзора в части установления порядка проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности в атомной энергетике у руководителей и специалистов предприятий, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Соответственно, разработка нормативного документа, регламентирующего проведение проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности в атомной энергетике у руководителей и специалистов атомной отрасли Ростехнадзором не планируется.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.