Поручение, данное дополнительно Министру финансов Российской Федерации по обращению Побережного Николая Сергеевича из города Читы Забайкальского края, предусматривает информирование о рассмотрении предложения Губернатора Забайкальского края о возможности выделения субъекту разовой финансовой помощи для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Побережного Николая Сергеевича в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вставших на учёт в Забайкальском крае до 8 августа 2007 года.
Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Леонид Горнин доложил о том, что ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее — субсидии). В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» общий объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрен в размере 10 000 млн рублей ежегодно в 2023–2025 годах, из которых объем субсидии бюджету Забайкальского края предусмотрен в размере 409,4 млн рублей ежегодно в 2023–2024 годах, 401,4 млн рублей в 2025 году. Распределение субсидий из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации осуществляется для всех регионов на основании единой методики в соответствии с Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, являющимися приложением к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710. Дополнительное получение финансовой помощи не должно нарушать принципа равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Следовательно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно осуществляться планирование соответствующих расходов с учетом финансовых возможностей субъекта Российской Федерации, исходя из приоритетности реализации существующих мероприятий и проектов в субъекте Российской Федерации. Кроме того, предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации направлено не на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в полном объеме от имеющейся потребности за счет средств федерального бюджета, а на стимулирование регионов к исполнению вышеуказанных расходных обязательств в приоритетном порядке. Внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона № 261079–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятый 21 марта 2023 года в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, предусматривает расширение формы обеспечения жильем лиц из числа детей- сирот, достигших 23 лет, путем предоставления однократной выплаты (сертификата) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на приобретение жилого помещения в собственность либо на полное погашение ипотечного кредита, предоставленного на приобретение жилого помещения, а также сокращение срока действия договора найма специализированного жилого помещения с пяти до трех лет. Вышеизложенные подходы к финансовому обеспечению жилищных прав детей-сирот требуют проведения апробации, которая позволит оценить эффективность их применения, в связи с чем представляется целесообразным рассматривать вопросы, связанные с корректировкой направления расходования субсидии из федерального бюджета, после принятия указанного законопроекта. Согласно положениям пункта 4 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 года № 1496 (далее соответственно — Положение, постановление №1496), Минфин России на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета, сформированных не позднее 1 марта текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты (не позднее даты, установленной для формирования предложений в соответствии с пунктом 4(1) Положения), вносит в установленном порядке изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период в целях увеличения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, в объеме, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета в случае, если межбюджетные трансферты предоставлялись из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по оказанию финансовой поддержки местным бюджетам для выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения), не использованных на начало текущего финансового года на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году. Таким образом, вопрос об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях оплаты не исполненных в отчетном финансовом году обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по оплате государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг урегулирован в рамках постановления № 1496.