Анализ свидетельствует о том, что заявители используют преимущественно удаленные формы доступа для направления обращений на имя Президента Российской Федерации. В частности, количество обращений в письменной форме и в форме электронного документа, поступивших за анализируемый период из Российской Федерации, в 10,05 раза превышает количество обращений в устной форме. Причин, способствующих тому, несколько. Во‑первых, обращение в форме электронного документа или в письменной форме может быть отправлено с места жительства, пребывания или нахождения или в пределах пешеходной доступности.
Во‑вторых, многие обращения (поздравления, например) исключают устную форму обращения. В‑третьих, сеть приёмных Президента Российской Федерации и терминалов «Электронной приёмной Президента Российской Федерации» пока не обеспечивает возможность реализации права на обращения в рамках доступности на общественном транспорте в связи с большой протяженностью территорий ряда субъектов Российской Федерации. В их числе, например, – Республика Саха (Якутия), Краснодарский и Красноярский края,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ. Показательно также, что количество обращений в форме электронного документа превышает количество обращений в письменной форме, что свидетельствует о доступности в регионах Российской Федерации сети Интернет и оперативности доставки обращений граждан в данной форме до адресата.
Вступление в должность Президента Российской Федерации, формирование Правительства Российской Федерации и новой структуры Администрации Президента Российской Федерации обусловили тот факт, что общее количество обращений в письменной форме и в форме электронного документа увеличилось по сравнению с апрелем 2012 года на 22,12 процента. Данный вывод подтверждается также тем, что доля предложений в общем количестве содержащихся в обращениях вопросов увеличилась с 0,79 процента в мае 2011 года до 2,5 процента в мае 2012 года, а доля жалоб с 10,29 процента до 16,44 процента.
К Президенту Российской Федерации стали чаще обращаться граждане за защитой и восстановлением нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также с предложениями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
С другой стороны, ожидаемая смена ряда высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в апреле–мае текущего года и соответственно составов высших исполнительных органов государственной власти многих субъектов Российской Федерации вызвали снижение на 24,45 процента количества обращений в письменной форме и в форме электронного документа по сравнению с маем 2011 года.
Таким образом, произошедшие изменения в органах государственной власти укрепили у граждан уверенность в том, что многие актуальные для них вопросы будут энергичнее и последовательнее решаться на региональном и местном уровнях. Данная динамика характерна для всех без исключения федеральных округов. Поэтому доля обращений, направленных на рассмотрение по компетенции в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, по сравнению с маем 2011 года сократилась на 14,69 процента, а доля обращений, рассмотренных в Администрации Президента Российской Федерации, за сопоставимые периоды увеличилась на 10,85 процента, достигнув 34,05 процента от общего количества поступивших обращений.