В отчётном периоде вновь подтверждена безусловная зависимость количества обращений и тематических предпочтений граждан, организаций и общественных объединений от политических, социально-экономических процессов, происходящих в стране, в федеральных округах и в субъектах Российской Федерации, а также выделена особая роль отдельных из этих факторов.
Главные из них – последовательно проводимые избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Во‑первых, в этот период государственные органы и органы местного самоуправления всех уровней значительно активизировали свою деятельность по удовлетворению самых насущных нужд граждан. Во многих муниципальных районах, городских округах и городских и сельских поселениях созданы штабы, открыты телефоны «горячих линий», благодаря которым в оперативном порядке решались неотложные вопросы, волновавшие жителей районных, городских и сельских муниципальных образований. Во‑вторых, особенностью нынешней избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации стало проведение по инициативе политических партий и общественных объединений многочисленных массовых мероприятий. С учётом потребностей различных слоев и социальных групп российского общества, особенностей социально-экономического развития отраслей, регионов и муниципалитетов на них детально обсуждались не только программы кандидатов в Президенты Российской Федерации, но и итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. На массовых мероприятиях шла широкая дискуссия о путях совершенствования избирательной системы, о роли партий и общественных объединений в формировании гражданского общества. В‑третьих, массовые мероприятия находили широкое отражение в средствах массовой информации, на официальных сайтах в сети Интернет политических партий и общественных объединений и в социальных сетях Интернета. Таким образом, граждане имели широкую возможность получить ответы на злободневные политические и социально-экономические вопросы, а многие из них – перевести эти вопросы в плоскость оперативных практических решений. В этой связи количество обращений в форме электронного документа и в письменной форме в январе 2012 года по сравнению с декабрём 2011 года и январём 2011 сократилось соответственно на 30,8 процента и на 4,4 процента. Сокращение произошло по всем федеральным округам. На связь уменьшения количества обращений с особенностями избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации указывает и тот факт, что процент снижения количества обращений в форме электронного документа и в письменной форме примерно одинаков.