В отчётном периоде, как и в предыдущем квартале, заявители использовали преимущественно удалённые формы доступа для направления обращений на имя Президента Российской Федерации. Количество обращений в форме электронного документа и в письменной форме, поступивших из Российской Федерации, превзошло количество обращений в устной форме в 14,90 раза, тогда как в предыдущем отчётном квартале в 10,23 раза.
Дело в том, что в III квартале 2012 года по сравнению со II кварталом 2012 года при практически неизменном количестве обращений в письменной форме и относительно небольшом росте количества обращений в устной форме резко – на 23,17 процента – увеличилось общее число обращений в форме электронного документа. Доля обращений в форме электронного документа в общем количестве обращений в форме электронного документа и в письменной форме достигла 57,88 процента, а в предыдущем отчётном периоде она составляла 51,72 процента.
Многочисленные отклики в форме электронного документа поступали на выступления, визиты, рабочие поездки Президента Российской Федерации, законотворческую деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, решения федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В поле зрения авторов находились ход уборочной сельскохозяйственной компании, подготовка к новому учебному году, подготовка к зимнему отопительному сезону, тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а также многие события ситуативного характера муниципального, регионального и федерального уровня. Характер многих из этих откликов будет раскрыт далее.
При этом возросшее количество обращений в форме электронного документа определило не только указанные выше пропорции, но и способствовало тому, что в отчётном периоде по сравнению со II кварталом 2012 года общее количество обращений в форме электронного документа, в письменной форме и в устной форме увеличилось на 9,93 процента. Кроме того, доля предложений в общем количестве содержащихся в обращениях вопросов увеличилась с 0,59 процента в III квартале 2011 года до 9,09 процента в III квартале 2012 года, а доля жалоб сократилась с 17,93 процента до 5,68 процента.
Однако общее количество заявлений и жалоб было подавляющим. К Президенту Российской Федерации чаще обращались граждане за защитой и восстановлением нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также с предложениями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. В результате этих и других причин в отчётном периоде по сравнению со II кварталом 2012 года с 35,53 процента до 39,80 процента увеличилась доля обращений, рассмотренных Администрацией Президента Российской Федерации. В абсолютных показателях рассмотрено 82717 обращений.
Указанные тенденции находят различное преломление в федеральных округах. В частности, в целом по стране общее количество обращений в письменной форме и в форме электронного документа, увеличившись по сравнению со II кварталом 2012 года, несколько сократилось по сравнению с III кварталом 2011 года. Однако данная закономерность отмечается только по Северо-Западному, Северо-Кавказскому, Приволжскому и Сибирскому федеральным округам. В то же время количество обращений по Центральному и Уральскому федеральным округам увеличилось по сравнению с обоими периодами. Показатели же по Южному и Дальневосточному федеральным округам уступают значениям II квартала 2012 года и III квартала 2011 года.